Сохранность груза во время перевозки и в момент сдачи его в пункте приёма грузополучателю важна не только для владельца груза, но и для транспортной компании, ведь каждая успешная сделка – это плюс в истории деятельности, а каждая оплошность и ненадлежащее выполнение транспортировщиком своих обязательств может привести к порче груза, материальному взысканию и ухудшению репутации.
Эти факты заставляют обе стороны договора о грузоперевозках обращать пристальное внимание на надлежащее оформление документации при офисном или квартирном переезде, в соответствие с которой ответственность за повреждение или утерю груза возлагается на транспортировщика с момента оприходования того самого груза.
Товарно-транспортная накладная – это основной документ, имеющий наивысшую юридическую силу в то время, пока груз находится во владении перевозчика. Данный документ содержит список всего перевозимого имущества. Этот же документ является единственным авторитетом во время приёма груза в пункте назначения уполномоченным получателем.
Ввиду полной ответственности за груз, перевозчик должен тщательно изучить накладную и при необходимости сверить с фактически принятым в обработку грузом. Если накладная и перевозимое имущество не совпадают, то перевозчик теряет ответственность за несохранность груза и это следует уяснить заказчику. Никаких скрытых грузов, потайных карманов или тайных бумаг в перевозимом грузе быть не должно и никакие объяснения причин сокрытия фактических данных не смогут возместить материальные потери при предъявлении претензий даже через суд.
Дополнительно может быть оформлен договор ответственности сторон, хотя юридически закреплённых обязательств перевозчика достаточно и в Гражданском кодексе РФ – статья 796.
Здесь, кроме абсолютной ответственности перевозчика за сохранность перевозимого груза, указаны и условия возмещения ущерба:
Во всех перечисленных случаях, кроме ситуации с объявленной стоимостью, цена груза/багажа формируется на основе счетов грузоотправителя или из данных, указанных в договоре при заказе грузчиков. При отсутствии первого и второго цена формируется на основании аналогичных ситуаций с подобным товаром.
При этом в случае порчи, утери или недостаче груза/багажа помимо возмещения заказчику возвращается и плата за услуги перевозки, если таковая не входит в стоимость груза/багажа.
Как видим, закон в деле грузоперевозок на стороне заказчика. Однако подобная ответственность перевозчика наступает только в случае его вины. При независящих от перевозчика причинах повреждения и недостачи грузов не могут быть взысканы с последнего, то есть понятие о «форс мажорных» обстоятельствах вступает в силу. Правда, в таком случае перевозчику придётся предоставить суду неоспоримые доказательства объективного существования «форс-мажорных» обстоятельств.